Обновлённая редакция ФГОС сохраняет и фиксирует принципы вариативности в формировании школами программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.
С 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по обновленным ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Главная задача ФГОС третьего поколения – конкретизировать требования к предметным результатам. В предыдущей редакции стандарты включали только общие установки на формирование определенных компетенций. Школы сами решали, что именно и в каком классе изучать. Поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Новые ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.
Новые ФГОС не отходят от системно-деятельностного подхода. В них конкретно определили требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. В старых стандартах эти результаты были представлены перечнями. Сейчас они описаны по группам. Личностные результаты сгруппированы по направлениям воспитания:
- гражданско-патриотическое;
- духовно-нравственное;
- эстетическое;
- физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
- трудовое;
- экологическое;
- ценность научного познания.
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
- овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
- овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
- овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.
Раньше личностные и метапредметные результаты были описаны обобщенно и вызывали много вопросов. Теперь же каждое из выделенных УУД содержит критерии их сформированности.
В новых стандартах снизили объем аудиторной нагрузки.
Стандарт/Показатель | ФГОС НОО | ФГОС ООО | |||
Было | Стало | Было | Стало | ||
Минимальное количество часов | 2904 | 2954 | 5267 | 5058 | |
Максимальное количество часов | 3345 | 3190 | 6020 | 5549 |
Еще одно новое требование к ООП НОО и ООО – теперь их содержание должно быть вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на различные потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования.
+
Реализовывать это требование можно по-разному. Например, разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии. Еще варианты – реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников или предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули в структуре программ НОО и ООО.
На уровне ООО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык. Разработчики новой редакции ФГОС ООО исключили этот предмет из списка обязательных.
ДОКУМЕНТЫ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ВВЕДЕНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕХОДА НА ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС-2021:
• Научно-методическое сопровождение обновленных ФГОС (В.С. Басюк)
• Научно-методическое сопровождение ФГОС (Т.В. Суханова)
• Обновленные ФГОС НОО, ООО: содержание, механизмы реализации (Д.А. Метелкин)
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ АКАДЕМИИ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сопровождение внедрения обновлённых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования 2021 год.
ЕДИНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Конструктор учебных программ https://edsoo.ru/constructor/
·
Использованы материалы из журнала "Справочник заместителя руководителя" и сайта МБОУ СОШ Мариинского СП Ульчского муниципального района